forevolution
soki

        sok aloe

 

nik
sok aloe2
Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Мета

Эффективная коммуникация (продолжение)

Ответственность за эффективность общения

Продолжаем тему Эффективная коммуникация. В любом общении всегда участвуют, по меньшей мере, два человека. Каждый из них, одновременно, и подвергается воздействию, и воздействует. Кто же из них, говорящий или слушающий, несет ответственность за эффективность общения, кто должен бороться за ее повышение?

Общение – не проблема. Искусство общения – это искусство любви… ( Махариши Махеш Йоги) 

Эффективность — дело общее

12574Понаблюдай за разговорами людей. Что ты видишь? Ты думаешь, что в большинстве ситуаций отвечает за эффективность общения говорящий?

Это он должен стараться привлечь внимание к главному, если его собеседник не понял, не услышал, не запомнил.

Так как слушающий является пассивной стороной, а говорящий — активной.

Между тем эффективность общения — дело общее, и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения.

Преодоление избегания

В повседневном общении часто можем наблюдать избегание в форме невнимания.

Если, при разговоре с другом, ты думаешь о своем, «пропуская» то, о чем идет речь; это - избегание воздействия.

Так же, сидя на лекции, мы читаем смс-ки в телефоне или постороннюю книгу — соответственно, не уделяем внимания самой лекции, то это и есть самоустранение от воздействия.

3_2Чтобы преодолеть этот вид контрсуггестии, мы учимся управлять вниманием партнера, своей аудитории или своим собственным вниманием.

В любом общении важно:

- чтобы внимание слушающего было привлечено к говорящему и к теме разговора, к тому, что он говорит;

- чтобы внимание не рассеивалось, было постоянным.

Только так можно повысить эффективность общения.

Это значит, что и говорящий, и слушающий должны уметь управлять вниманием.

1. Нейтральная фраза

Первый, из наиболее эффективных приемов привлечения внимания, - прием «нейтральной фразы«.

Суть его сводится к тому, что в начале выступления произносится фраза, которая напрямую не связана с основной темой, но по каким-то причинам имеет значение, ценность и смысл для всех присутствующих, поэтому и собирающая их внимание.

strana-ischet-ekonomistov-sredi-ekonomistov2. Завлечение

Второй прием привлечения и концентрации внимания - прием «завлечение».

Суть приема в том, что говорящий вначале речи, произносит что-то трудновоспринимаемым способом, например: очень непонятно, очень тихо, слишком монотонно или неразборчиво.

Слушателю приходится предпринимать некоторые усилия, чтобы хоть что-то понять, а усилия и предполагают концентрацию внимания.

Используя такой прием, говорящий провоцирует слушающего самого использовать способы концентрации внимания.

3. Зрительный контакт

Есть еще один важный способ «сбора» внимания — это установление зрительного контакта между говорящим и слушающим.

Этим приемом пользуются очень многие, зная его эффективность: они обводят взглядом аудиторию, смотрят на кого-нибудь одного пристально, фиксируют в аудитории взглядом нескольких человек и кивают им и т.д.

solntseПрием «установление зрительного контакта» широко используем в любом общении: в массовом, в личном, деловом и т.д.

Пристально вглядываясь человеку в глаза, мы привлекаем его внимание.

Если постоянно уходим от чьего-то взгляда, мы показываем, что общаться не желаем: начинается любой разговор со взаимного зрительного контакта.

Зрительный контакт необходим не только для привлечения внимания, но и для поддержания его уже в самом процессе общения.

Поддержание внимания

Во время беседы, внимание слушающего отвлекается любыми посторонними стимулами — громкий стук в дверь, интересный разговор соседей, смена освещения, собственные размышления не по теме и т.д.

1. Изоляция

unnamedВо-первых, для поддержания внимания, необходимо, по возможности, исключить все посторонние воздействия, максимально от них изолировавшись. Это — приемы «изоляции».

Когда мы хотим с кем-либо спокойно поговорить, мы уединяемся, отводим человека в сторону.

Перед началом лекции закрываем окна и двери, чтобы не мешал посторонний шум. А если это не удается, то наше воздействие станет менее эффективным.

Ты заметил, что тяжело и малоэффективно серьезное общение «под телевизор» или среди общего разговора.

Поэтому, все конкретные способы «изоляции» повышают эффективность общения.

С точки зрения говорящего, важно изолировать общение от внешних факторов, а для слушающего актуально научиться изолироваться от факторов внутренних.

-jpg-14Чаще всего теряется внимание при том, что собеседник занят подготовкой собственной реплики, обдумыванием аргументов, вместо того, чтобы внимательно слушать говорящего.

Или человек просто ждет окончания «пламенной речи», чтобы самому вступить в разговор.

В любом случае, результат один — внимание слушающего человека отвлекается внутрь, на себя, он что-то упускает, при этом — эффективность общения уменьшается.

Именно поэтому, важно для слушающего владеть приемом «изоляции» — умение не отвлекаться на свои мысли и не терять поступающую информацию.

2. Навязывание ритма

postЕще один вид приемов поддержания внимания — «навязывания ритма».

Внимание человека непостоянно, оно колеблется, как бы мерцает, поэтому необходимо специально прилагать усилия к тому, чтобы его все время восстанавливать.

Иначе, оно будет ускользать и переключаться на что-то другое.

Особенно способствует отвлечению монотонное и однообразное изложение.

Когда твой собеседник говорит монотонно, без эмоций и выражения, даже очень заинтересованный слушатель с трудом будет удерживать внимание.

И, чем больше пытаться удержать его, тем сильнее будет клонить в сон.

Здесь очень важно применять прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик речи и голоса — это наиболее простой способ задать разговору нужный ритм.

Говори — то громче, то тише, то медленнее, то быстрее, то нейтрально, то скороговоркой.

Таким образом, говорящий как бы навязывая слушающему свою последовательность переключения внимания, лишает его возможности расслабиться на монотонном отрезке речи и что-то пропустить.

3. Акцентировка

zadumalsya_zСледующий прием поддержания внимания — «акцентировка».

Он применяется в тех случаях, когда следует обратить особое внимание партнера на важные, с точки зрения говорящего, моменты информации.

«Акцентировка» может быть прямой и косвенной. Прямая акцентировка — это употребление различных служебных фраз: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…»

Смысл сказанного и составляет привлечение внимания.

Косвенная «акцентировка» происходит за счет того, что то место, к которому следует привлечь внимание, выделяется из общего общения за счет контраста, что автоматически привлекает внимание.

*********

Управлять вниманием для эффективности общения — важная задача и для говорящего, и для слушающего.

Если мы хотим увидеть и услышать именно то, что говорит и делает наш партнер, а не что-то другое, то нам следует научиться управлять своим вниманием.

Различные приемы активного слушания направлены, именно, на приобретение этого навыка.

Случайных встреч на свете не бывает… Друг другу для чего-то мы нужны… Один нам словно ангел помогает, другого искренне поддерживаем мы…

Слушай и будешь услышан!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>